«В средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги» - Зигмунд Фрейд
В Париже проходит первая большая французская выставка, посвященная Оскару Уайльду, одному из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. Несмотря на то, что он провел последние годы своей жизни и умер в Париже, 100-летие его смерти в 2000 г. здесь не отмечалось.
На выставке представлено около 200 экспонатов: документов, фотографий, карикатур, личных вещей, картин, связанных с жизнью, творчеством и многими скандалами, сопровождавшими писателя всю жизнь, а потом даже долгие годы его могилу. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея. Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, когда писатель был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению.
Оскар Уайльд умирает в 1900 г будучи абсолютно нищим, шутя, что «умирает не по средствам». Друзья смогли его похоронить за городом в Баньо, однако в последующие годы его друг Роберт Росс, друг писателя и исполнитель его завещания, на деньги, вырученные от продаж художественных произведений Уайльда, оплатил перезахоронение его праха в 1909 г. на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез, где кстати, с 1923 года его соседкой станет и великая Сара Бернар, для которой писатель написал пьесу «Саломея» на французском языке.
В память о поэме «Сфинкс», для надгробия была заказана монументальная фигура ангела-демона, скульптору Джейкобу Эпстайну, дочь которого была замужем художником Люсьеном Фрейдом, внуком основателя психоанализа Зигмунда Фрейда). Скульптура также напоминает ассирийского крылатого быка Ше́ду с человеческой головой - духа-хранителя человека. В пьедестале памятника было оставлено специальное место для праха Росса, где он и был захоронен после его смерти в 1950 г. В свое время скульптура вызвала негодование публики из-за явно выраженного детородного органа ангела. Анекдот рассказывает, что две шокированные англичанки отбили его камнем и он долго служил пресс-папье у хранителя кладбища. Но на этом интерес к памятнику не пропал, а только усилился, и могила стала настоящим местом паломничества на кладбище Пер Лашез (наряду с могилой Джима Морриса и Эдит Пиаф). И ангел, и пьедестал были просто зацелованы красной губной помадой до такой степени, что в 2011 парижские власти приняли решение соорудить стеклянное заграждение вокруг могилы. Отныне «целовальщики» оставляют следы на стекле, забрасывая записки и цветы внутрь.
Злой Сфинкс! Злой Сфинкс! Уже с веслом
Старик Харон стоит в надежде
И ждет, но ты плыви с ним прежде,
А я останусь пред крестом,
Где слезы льются незаметно
Из утомленных скорбью глаз,
Они оплакивают нас
И всех оплакивают тщетно.
Перевод: Н. Гумилева
Оскар Уайльд. Сфинкс. 1894 г.
Автор статьи: Елена БЛИНКОВА